Важность годовых отчетов

01.12.2007

Годовой отчет является документом высокой важности не только для любого акционерного общества, но и для типографии, занимающейся его производством. Этот продукт соединяет в себе оригинальный дизайн и сложные технологические решения и позволяет предприятию задействовать все свои возможности, а после – гордиться результатом.

Подготовка отчета о деятельности компании – прерогатива акционерных обществ: их к этому обязывает закон. На ежегодном собрании владельцам бизнеса должен быть представлен документ с основной финансовой информацией о предприятии и анализом его достижений и недоработок за прошедшие двенадцать месяцев. В России такая практика насчитывает чуть более десяти лет: первые акционерные общества стали появляться в нашей стране в 90-е гг. Это время можно считать и рождением годового отчета как вида полиграфической продукции. Показать не только результаты своей деятельности, но и «богатым» оформлением подчеркнуть свое благополучие – вот к чему стремились новоявленные бизнес-структуры. А, поскольку технические возможности и, что немаловажно, расценки на труд российских типографий сильно отличались от современных, результат получался соответствующий: отчеты не всегда выглядели хорошо, но почти всегда – стоили дорого. «Один из первых отчетов мы сделали в 93-м году, - вспоминает генеральный директор типографии «СитиПринт» Александр Евсеев, - заказчиком выступал один из банков, и это был очень достойный продукт. Но стоимость его вышла сумасшедшая: цены были выше, чем в Европе. Деньги предприятий были шальными - и тратили их тоже с размахом. Каждому хотелось выделиться, показаться перед акционерами в лучшем свете. Поэтому отчеты пестрили яркими, дорогими и не всегда оправданными материалами». Сейчас, когда уровень компаний существенно поднялся, годовые отчеты стал куда более профессиональны как в плане дизайна, так и в плане полиграфического исполнения. И, хотя эксперименты с формой подачи информации в нем еще нередки, и заказчики готовы платить немалые деньги, но - за продукт, который не уронит престиж компании в глазах сотен ее акционеров. Поэтому требования к работе над такими проектами как к дизайн-студиям, так и к типографиям крайне высоки.

Форма или содержание?

Эта широко известная дилемма актуальна и применительно к годовым отчетам. Европейские акционерные общества склоняются преобладанию второго над первым: официальный документ, с которым владельцам компании предстоит подробно и не раз ознакомиться в ходе собрания и при последующей необходимости, должен быть, прежде всего, удобен для работы. В российском же лагере можно проследить разделение мнений. С одной стороны – на ежегодном конкурсе РТС на лучший отчет в номинациях «степень раскрытия информации», «дизайн» и «полиграфия» побеждают порой самые необычные воплощения. Так, общественность поразил итоговый документ компании «Курганэнерго» за 2006 год, выполненный в стиле дембельского альбома. Но с другой – все больше солидных финансовых структур склоняются к более деловому подходу к своим годовым отчетам. «Дизайн стал более лаконичным: на смену аляпистости пришли четкая и понятная структура, обилие белого пространства, что куда более удобно для работы с отчетом. Все-таки это не просто красивая брошюра, а документ для акционеров, и из него они должны получить максимум информации, которая их интересует, - отмечает генеральный директор «Офсетной типографии № 21» Михаил Сенаторов. Но, тем не менее, до четкой тенденции в стиле годовых отчетов российскому рынку еще далеко. «Редко какой другой проект настолько зависит от предпочтений и характера деятельности заказчика, как годовой отчет, - делится опытом руководитель дизайн-студии рекламного агентства Prior Олег Буткевич, - Банки, страховые компании предпочитают серьезное оформление, выпускают годовые отчеты, например, в форме журналов – это весьма основательный подход. Часто обыгрываются исторические факты. Иногда заказчик сам оговаривает, какого рода издание он хочет получить, иногда ограничивается общими для всех изделий такого рода пожеланиями – «солидно», «стильно», «престижно», «современно». Понятно, что все это - лишь общие положения, а, чтобы работа состоялась, нужно наполнить их конкретным содержанием, и прежде всего – оттолкнуться от «глубоко лежащей» идеи, от сжатого, порой до нескольких слов, смысла философии и политики компании, осознания ее текущих задач. Только в этом случае отчет обретет индивидуальность, создаст неповторимый имидж фирмы. Поэтому над отчетом, как правило, работает целая команда».

Высшая категория сложности

Пристрастное отношение клиентов к качеству практически полностью избавляет этот сегмент от основной беды любого рынка – бешеных витков ценовой конкуренции. Если в случаях с более простой полиграфической продукцией, которую могут печатать все, конкуренция в конечном итоге происходит за счет цены, то здесь преимущество зависит от других критериев. В первую очередь, это производственные возможности предприятия. Почти все годовые отчеты отличаются повышенной красочностью, использованием различного рода материалов и их отделки. «Много заказов мы печатаем в шесть красок, используем тиснение, конгрев, выборочное и сплошное лакирование, - рассказывает Александр Евсеев, - большим преимуществом является также наличие хорошей ниткошвейной машины: это есть не у каждой небольшой типографии, а крупные комбинаты, у которых стоят автоматизированные линии по шитью ниткой, рассматривают более высокотиражную продукцию. Чтобы быть конкурентными, необходимо также совершенствовать свой парк оборудования. Так, мы приобрели трафаретную линию переплетное оборудование. Окантовка блока годового отчета переплетными материалами выглядит красиво и оригинально, и все наши клиенты, которым мы показывали образцы, очень заинтересовались, и планируют на следующий год заказывать как раз такие отчеты. Также в планах у нас закрытие ниши годовых отчетов в твердом переплете – сейчас такого предложения на рынке нет». Тиражность годовых отчетов зависит от размеров компании и количества ее акционеров, число которых может доходить и до десятков тысяч. Средним же тиражом считается 500-1000 экземпляров. На при малых объемах могут быть задействованы не только автоматизированные, но и ручные процессы отделки. «Если тираж маленький – можно экспериментировать, - рассказывает Михаил Сенаторов, - Например, мы делали годовой отчет, обложка к которому приклеивалась вручную и закрывалась на замок. Блок для другой компании мы скрепляли болтами. Есть также составные годовые отчеты из нескольких томов, под которые изготавливаются папки и футляры».

Годовой отчет – сезонный продукт: его выпуск приурочен к окончанию финансового года и собраниям акционеров, и приходится на первый-второй кварталы. Но, как отмечают полиграфисты, традиционного сезонного ажиотажа в этом сегменте не наблюдается – к работе над столь важным изданием заказчики подходят серьезно и заранее. Впрочем, это означает и то, что от типографий они ждут четкого соблюдения сроков: после собрания акционеров годовой отчет вряд ли будет актуален, а такой просчет может стоить работы всему рекламному отделу компании-заказчика. «Клиенты очень трепетно относятся к производству отчета: они участвуют во всех процессах, начиная от разработки концепции и выбора материалов и заканчивая печатью и отделкой. Люди действительно переживают за свой продукт», - считает Михаил Сенаторов. Максимальная прозрачность производственных процессов и хороший сервис – вот чего ожидают увидеть заказчики в типографии, печатающей их годовой отчет. Даже если заказ размещается через посредничество рекламного агентства или дизайн студии, не удивляйтесь, если клиент изъявит желание присутствовать на печати или будет напрямую интересоваться, на какой стадии находится работа: элитный продукт требует соответствующего отношения.

Перспектива есть

Любому предприятию важно иметь в своем портфолио продукт, в выгодном свете представляющий его возможности, который можно продемонстрировать потенциальному клиенту и тем самым расположить его к себе. Поэтому годовой отчет - важная и желанная работа для типографии. Он не только позволяет во всей красе показать свой профессионализм, уровень оснащенности и серьезное отношение к серьезному заказчику, но и, что самое главное, вознаграждает столь кропотливый труд немалой прибылью. На российской территории пока не перенята практика Европы, где многие типографии специализируются исключительно на производстве годовых отчетов. Но, судя по тому, что с каждым годом количество компаний, желающих видеть достойное воплощение своих достижений, растет, а многие полиграфические предприятия выделяют производство годовых отчетов в отдельное направление и развивают его, - этот рынок крайне перспективен.

< Возврат к списку

Мария Сорокина Дежурный менеджер